ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ. САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ И ВОДЕ
25.231. Продольная устойчивость и управляемость
(а) Сухопутные самолеты не должны иметь неконтролируемой тенденции к капотированию во всех ожидаемых условиях эксплуатации, а также при «козлении» на посадке или взлете. Кроме того:
(1) Тормоза колес должны работать плавно и не вызывать тенденции к капотированию.
(2) При наличии хвостового колеса должна обеспечиваться возможность во время разбега по бетону выдерживания любого положения вплоть до горизонтального уровня линии тяги при скорости, равной 80% VS1.
(b) Для гидросамолетов и самолетов-амфибий должно быть установлено наиболее неблагоприятное состояние водной поверхности, при котором обеспечивается безопасность во время взлета, руления и посадки.
25.233. Путевая устойчивость и управляемость
(a) Самолет не должен иметь тенденции к неуправляемому развороту на земле при боковом ветре под углом 90° со скоростью до большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы скорость ветра превышала 46 км/ч при любой скорости движения самолета по земле, возможной в эксплуатации. Это может быть продемонстрировано при установлении боковой (под углом 90°) составляющей скорости ветра в соответствии с требованиями 25.237.
(b) Сухопутные самолеты должны удовлетворительно управляться без использования исключительного мастерства пилотирования и быстроты реакции пилота в процессе выполнения посадок с убранным газом при нормальной посадочной скорости, без применения тормозов или изменения режима работы двигателей для поддержания прямолинейной траектории пробега. Это может быть продемонстрировано при посадках с убранным газом, производимых одновременно с проведением других видов испытаний.
(c) Самолет должен иметь соответствующую путевую управляемость при рулении. Это может быть продемонстрировано во время выруливания для взлета одновременно с выполнением других видов испытаний.
(а*) Требования пунктов (а), (b) и (с) данного параграфа должны обеспечиваться при всех состояниях поверхности ВПП, разрешенных для эксплуатации. При этом указанные в пункте (а) данного параграфа величины бокового ветра должны быть продемонстрированы на сухой ВПП. Для других разрешенных для эксплуатации состояниях поверхности ВПП демонстрируемые величины бокового ветра должны соответствовать установленным Заявителем ограничениям.
25.235. Руление
Амортизирующий механизм не должен вызывать повреждения конструкции при рулении самолета по самой неровной поверхности, которая может встретиться в условиях нормальной эксплуатации.
25.237. Скорость ветра
(a) Для сухопутных самолетов и самолетов — амфибий боковая (под углом 90°) составляющая скорости ветра, продемонстрированная для безопасного взлета и посадки, должна устанавливаться для сухих ВПП и быть не менее большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы она превышала 46 км/ч.
(b) Для гидросамолетов и самолетов-амфибий применяются следующие положения:
(1) Боковая (под углом 90°) составляющая скорости ветра, до которой обеспечивается безопасность взлета и посадки при всех состояниях водной поверхности, которые возможны в нормальных условиях эксплуатации, должна быть установлена и быть не менее большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы она превышала 46 км/ч.
(2) Скорость ветра, при которой обеспечивается безопасность руления в любом направлении при всех состояниях водной поверхности, которые возможны в нормальных условиях эксплуатации, должна быть установлена и должна быть не менее большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы она превышала 46 км/ч.
25.239. Брызгообразование, управляемость и устойчивость самолета на воде
(a) Для гидросамолетов и самолетов-амфибий при взлете, рулении и посадке в условиях, указанных в пункте (b) данного параграфа, не должно быть:
(1) Брызгообразования, которое могло бы ухудшить обзор пилоту, вызвать повреждение конструкции или попадание внутрь самолета чрезмерного количества воды.
(2) Опасной неуправляемой тенденции к под — ныриванию, «козлению» или раскачиванию; или
(3) Зарывания в воду опорных поплавков или жабер, концов крыла, лопастей воздушного винта или других частей, которые не рассчитаны на выдерживание возникающих при этом гидравлических нагрузок.
(b) Соответствие требованиям пункта (а) данного параграфа должно быть доказано:
(1) При состояниях водной поверхности от спокойного до самого неблагоприятного, определенных в соответствии с 25.231.
(2) При скоростях ветра и бокового ветра, течениях, волнах и качке, которые возможны при эксплуатации на воде.
(3) При скоростях, которые возможны при эксплуатации на воде.
(4) При внезапном отказе критического двигателя в любой момент при контакте с водной поверхностью.
(5) При всех весах и центровках, соответствующих предусмотренным условиям эксплуатации и загрузки, на которые запрашивается сертификат.
(с) При состояниях водной поверхности, указанных в пункте (b) данного параграфа, и при соответствующем ветре гидросамолет или самолетамфибия должен быть в состоянии дрейфовать в течение 5 мин с неработающими двигателями и (если это необходимо) с использованием якоря.